I ВЕЧНАЯ ТАЙНА ЛАБИРИНТА 5 страница

Уильям Кент провозгласил: "Вся природа — это сад", а Исаак Уэр ("Об Управлении промышленным строитель-

Шесть. Сад \ i8g

ством ее величества — значится на титульной странице его книги "Полное собрание архитектуры") низвергал то, что он называл "змейками", с их "закрученными замысло­ватыми" узкими тропинками и плотно сомкнутыми куста­ми. От всего этого, по его словам, было "неприятно, сыро и темно". Или, если воспользоваться другой его фразой, лабиринты были местом "неприрученной темноты и ужа­сающей сырости". Словом, ничего похожего на нормаль­ный сад.

Лабиринты, как уже упоминалось выше, по природе своей искусственны. Они — один из самых первых призна­ков победы человеческого интеллекта над "естественны I ВЕЧНАЯ ТАЙНА ЛАБИРИНТА 5 страница­ми" формами. Если садовые лабиринты были приметой урбанизации сада — ведь теперь по нему ходили пешеходы, которые играли на его узких проходах и аллеях, — их разру­шение было логическим результатом нового восхваления природы и естественности, каким бы романтическим оно ни представлялось.

Бернард Рудофски, историк и критик архитектуры, писал о традиционном недоверии и даже ненависти англи­чан по отношению к городам и об их идеализированных представлениях о деревенской жизни. Он полагал, что эта неприязнь по крайней мере частично объясняет, почему английские города кажутся ему такими неприветливыми и неуютными (не говоря уже о том, что они очень некраси­вы), в то I ВЕЧНАЯ ТАЙНА ЛАБИРИНТА 5 страница время как в Италии, где, как он чувствовал, люди любят городскую жизнь, города такие живые и манящие. Рудофски мастерски отстаивал свое мнение, но не прини­мал в расчет разницу в климате между Северной и Среди­земноморской Европой. Впрочем, отказ от урбанизирован­ного сада действительно можно объяснить отвращением, которое жители Англии испытывали к городам. Проснув-

igo | вечная тайна лабиринта

шаяся у англичан тяга к естественному, ненадуманному Иду _ даже если достичь его можно было только благодаря полному переустройству сельской местности — распростра­нилась по всей Европе, и лабиринты там стали один за дру­гим исчезать, а на смену им приходил "естественный"^'аг<йп anglais- "английский сад I ВЕЧНАЯ ТАЙНА ЛАБИРИНТА 5 страница".

Лабиринты вернутся вновь в хх веке. Ведь неспроста писатель Джулиан Варне написал, что затяжная популяр­ность лабиринтов среди англичан коренится в двух глав­ных британских страстях: садоводстве и кроссвордах. Ну а вернутся они уже другими: новые лабиринты будут бога­тыми, искушенными, алчными и где-то даже вульгарными. И очень мало будут походить на "духовный" лабиринт, о ко­тором мы говорили.

семь

Девятнадцатый век

В 1&79 ГОДУ РЕДАКТОР ХРИСТИАНСКОЙ СОЦИАЛИСТИ-

ческой газеты из Бруклина опубликовал отчет о своей по­ездке по провинциальным американским утопиям — от поселения Амана в Айове до деревни шейкеров в Новой Англии. Впечатления Уильяма Альфреда Хиндса от I ВЕЧНАЯ ТАЙНА ЛАБИРИНТА 5 страница этих "Американских коммун" (так называется его книга) в це­лом остались положительные, он и сам длительное время состоял в весьма успешном сообществе Онейда на севере Нью-Йорка. Но в коммуне "Гармония" на западе Пенсильва­нии Хиндс обнаружил нечто такое, что было, как пишет он, "совершенно неамериканским". Местные жители оказались достаточно приветливыми и весьма трудолюбивыми. Их деревня под названием Экономия, расположенная на реке Огайо неподалеку от Питсбурга, была ухоженной и чистой. Коммуна имела давно устоявшуюся экономическую тради­цию, долгие годы у них была собственная железная дорога



iga

вечная тайна лабиринта

вечная тайна лабиринта

они стали плохими — все, кроме Старшего Брата, которого Творец поместил на священную гору Бабокивари I ВЕЧНАЯ ТАЙНА ЛАБИРИНТА 5 страница и позво­лил оттуда наблюдать за тем, как он уничтожает грешное племя, наслав на него великий потоп. Затем Иитои спу­стился с горы и помог основать народность хохокам и обу­чил ее правилам жизни. Какое-то время все шло хорошо, но потом люди обернулись против Иитои и убили его. Но дух его спасся на вершине священной горы и время от време­ни возвращался в облике маленького человечка, который забирал у деревенских жителей разные вещи. Иногда его видели и пытались поймать, но он взбирался на гору так из­воротливо, петляя и кружа, что преследователи всякий раз оказывались сбиты с I ВЕЧНАЯ ТАЙНА ЛАБИРИНТА 5 страница толку, и поймать его не удавалось.

В таком случае узор на корзинах — это не плоская по­верхность традиционного европейского лабиринта, но то­пографическое изображение горы. И как отмечала Хелен Рафаэль Сэндс, это абсолютно мужской лабиринт — такой, в котором нет Ариадны, готовой провести героя через сложный и запутанный мир. Терри Девальд полагает, что у этого лабиринта есть дополнительное аллегорическое значение — то, над которым размышляют сегодня пожи­лые члены племени, связывая изменения в своей жизни с направлением поворотов в лабиринте. Это, говорит Де­вальд, изображение жизненного цикла человека, который по мере движения набирается мудрости. Когда фигура в ла­биринте приближается I ВЕЧНАЯ ТАЙНА ЛАБИРИНТА 5 страница к финалу, подходит к последнему развороту и вот-вот достигнет центра, она останавливает­ся и задумывается, используя всю набранную за время пути мудрость, — и лишь после этого совершает последний пово­рот, ведущий к вершине горы и смерти.

Люди Реки называют такой план Домом Ткуху, леген­дарного основателя их племени, и лабиринт — это стены,

Семь. Девятнадцатый век 205

которые он построил, чтобы защитить себя. Сторонний наблюдатель впервые зарисовал эти лабиринты в 1762 году. Это был отец Хуан Нентвиг, священник, путешествовавший в районе реки Гила. Он воспроизвел рисунок, который на­чертил при нем на песке местный индеец, утверждавший, что это карта великого дворца, когда-то I ВЕЧНАЯ ТАЙНА ЛАБИРИНТА 5 страница здесь стоявшего. Каса Гранде (как и Кносс Минотавра) не была лабиринтом, но возможно, этот символ означал любое крупное здание — равно как в Европе идею лабиринта напрямую связывали с понятием города. Еще в племенах Каса Гранде называли Домом Мотекухзомы, вождя ацтеков, которого считали ми­фическим королем. Тот, кто нарисовал лабиринт на стене Каса Гранде, возможно, хотел сказать нам, что даже в руи­нах это здание оставалось Большим домом.

Начиная с 19°° года корзины "Человек в лабиринте", подносы и даже держатели для пачек сигарет стали поль­зоваться популярностью у туристов, и другие племена, включая племя навахо, принялись использовать этот ди I ВЕЧНАЯ ТАЙНА ЛАБИРИНТА 5 страница­зайн в украшениях, выставляемых на продажу. Но Джефф Соуард обнаружил доказательства того, что лабиринт не всегда использовался лишь в оформительских целях. В опубликованных архивах антрополога Карла Шустера он увидел фотографии, сделанные в igo6 году (на террито­рии резервации племени яки), на которых индейцы пима проходят небольшие — меньше двадцати футов шириной — временные лабиринты. Изображения были не то начерче­ны на песке, не то выложены камнями на скандинавский манер. Неизвестно, насколько привычным было это за­нятие для племени. Это определенно не была традиция, дошедшая до наших дней, но все-таки, пускай и недолго, люди на юго-западе Америки и в I ВЕЧНАЯ ТАЙНА ЛАБИРИНТА 5 страница начале хх века на в самом деле ходили по лабиринтам.

Об

вечная тайна лабиринта

Еще одно племя, обитающее на юго-западе Америки и обладающее традицией лабиринтов, — племя хопи. Если Ораиби, поселение хопи в Аризоне, действительно было основано в xii-xiii веках, как считается, то это одно из наи­более древних мест непрерывного проживания в Северной Америке. На скалах к югу от поселения обнаружены шесть высеченных в камне изображений лабиринтов — и они хо­рошо хранят свои секреты. Один из них круглый, пять — квадратные, но все они маленькие, по пять—семь дюймов в ширину. Определить их возраст невозможно. Невозмож­но узнать, когда именно индейцы I ВЕЧНАЯ ТАЙНА ЛАБИРИНТА 5 страница хопи вырезали их. Или почему они это сделали. Но благодаря проекту по фикса­ции устной истории, проведенному в ig6o-x годах и нашед­шему свое законченное выражение в "Книге Хопи" Фрэнка Уотерса, мы знаем, что думали о происхождении племени его старейшины и что означали изображения лабиринта (их здесь всего два).

(1

т

Общее название для круглого и квадратного лабирин­тов, пишет Уотерс, — tapu'at — "мать и дитя". Тема рожде­ния играет основополагающую роль в мифологии племе­ни хопи и означает как происхождение из Матери Земли самого племени в начале времен, так и каждодневное по-

Семь. Девятнадцатый век \ 2 о у

явление ребенка из I ВЕЧНАЯ ТАЙНА ЛАБИРИНТА 5 страница лона матери. Оба этих явления явно взаимосвязаны и оба отражены в tapu'at. Квадратный лаби­ринт фактически представляет собой два отдельных лаби­ринта, один внутри другого, и изображает одновременно ребенка в лоне матери и ребенка, которого мать держит на руках и оберегает. Прямая линия, не связанная ни с одним из лабиринтов, означает выход, возможно даже пуповину. Уотерс этого не говорит, но в некоторых юго-западных племенах во время родов на песке рисовали некое изобра­жение, на которое новорожденный ребенок помещался практически сразу после рождения. Возможно, лабиринт, вырезанный в камне, был всего лишь более стойкой верси­ей того узора, который I ВЕЧНАЯ ТАЙНА ЛАБИРИНТА 5 страница рисовали на песке. А может быть, рисование квадратного лабиринта было ритуалом, облег­чающим и приближающим начало родов.

Скругленный лабиринт, как объясняет Уотерс, более универсален, чем квадратный. Центральная линия, веду­щая от входа, соединена с обоими концами большого узо­ра и образует крест, символизирующий, по словам Уотерса, Отца Солнце, "дарителя жизни". Лабиринт раскрывает все­ленский план Творца, и четыре точки, где линии образуют повороты, означают четыре части света. В таком случае tapu'at играет роль божественной карты. Похоже, тради­ции проходить лабиринт здесь нет, но каждый год на Вуву-чиме, первой в ежегодном цикле церемоний, священники хопи обходят вокруг I ВЕЧНАЯ ТАЙНА ЛАБИРИНТА 5 страница поселения четыре раза, призывая зем­лю возродиться — согласно вселенскому плану, раскрытому в лабиринте.


documentauibbqf.html
documentauibjan.html
documentauibqkv.html
documentauibxvd.html
documentauicffl.html
Документ I ВЕЧНАЯ ТАЙНА ЛАБИРИНТА 5 страница