———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница

Эгоизм является источником всех пороков, как милосердие — источником всех добродетелей: разрушить одно, развить другое — такова должна быть цель всех усилий человека, если он хочет обеспечить свое счастье сейчас на Земле, равно как и в грядущем (в Космосе).

___________

* Позволю себе напомнить, что “эгоизм” значит по-русски не столько “самолюбие”, сколько именно “себялюбие”, т. е. любовь не к человеческому, личностному, но к животному в себе. (И. Р.)

§ 147. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА ДОБРА

918. По каким признакам можно узнать в человеке черты действительного прогресса, должные возвысить его дух в духовной иерархии?

“Дух доказывает свое возвышение, когда все действия его телесной жизни являются осуществлением закона Божьего ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница и когда он пониманием предвосхищает жизнь духовную.”

+ Подлинный человек добра есть тот, кто претворяет закон справедливости, любви и милосердия в его наибольшей чистоте. Если он спрашивает свою совесть о совершенных деяниях, то он спросит себя и о том, не нарушил ли он этот закон; не совершил ли он зла: сделал ли он все то добро, какое мог, нет ли кого, кто был бы им обижен, наконец, сделал ли он другим все то, что. хотел бы получить от них.

Человек, проникнутый чувством милосердия и любви к ближнему, Делает добро ради добра, без надежды на отплату, и приносит свою выгоду в жертву справедливости.

Он ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница добр, человечен и благожелателен к каждому, потому что видит во всех людях братьев, без различия рас и верований.

Если Господь даровал ему власть и богатство, то он смотрит на эти вещи как на вверенные ему на хранение, коими он должен пользоваться на благо; он не кичится ими, ибо ему известно, что Бог, давший их ему, может их у него всякий миг взять назад.

Если общественный порядок поставил людей в зависимость от него, он обращается с ними с добротой и доброжелательностью, ибо они равны с ним перед Богом; он пользуется своим авторитетом, чтобы повысить их нравственность, а не за тем ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница, чтобы подавлять их своей гордыней.

Он снисходителен к чужим слабостям, потому что знает, что и сам нуждается в снисхождении и помнит слова Христа: “Пусть тот, кто сам без греха, первым бросит в нее камень!”

Он не мстителен: по примеру Иисуса он прощает оскорбления, чтобы помнить лишь о благодеяниях,. ибо знает, что ему в той же мере прощено будет, в какой он сам прощал другим.

Наконец, он уважает в себе подобных все права, даваемые законами природы, как ему хотелось бы, чтобы их уважали и по отношению к нему.



§ 148. САМОПОЗНАНИЕ

919. Каково наиболее действенное практическое средство к тому, чтобы улучшиться еще в ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница этой жизни и иметь силу сопротивляться привлекательности зла?

“Один античный мудрец уже сказал вам, каково это средство: “Познай самого себя!"”

— Мы понимаем всю мудрость этого изречения; но трудность заключается как раз в том, чтобы знать самого себя; каково средство достичь этого?

“Делайте то же, что делал я, когда жил на Земле: с окончанием дня я вопрошал свою совесть: мысленно перебирая в уме, что сделал я за день, я спрашивал себя, не оставил ли я какой-либо свой долг неисполненным; не был ли кто обижен мною. Таким путем я достиг знания себя и увидел, что мне следовало исправить в себе. Тот ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница, кто каждый вечер припоминал бы все дела, сделанные им за день, и спрашивал бы себя, что хорошего и что плохого было им сделано, моля Бога и своего ангела-хранителя просветить его, получил бы большие силы к самосовершенствованию; ибо, поверь мне, Господь его поддержит. Так что задавайте себе вопросы и спрашивайте себя, что вы сделали и какую цель вы при этом преследовали; не сделали ль вы чего-то такого, что осудили бы в другом: не совершили ль вы такого поступка, в котором не посмели бы признаться. Спросите у себя еще и следующее: „Если бы Богу было угодно ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница призвать меня сей же миг, то должен ли был я, возвращаясь в мир духов, где ничто не сокрыто, кого-либо страшиться?" Рассмотрите, что могли вы совершить неугодного Богу, затем неугодного вашему ближнему и, наконец, вам самим. Ответы будут отдохновением вашей совести или указанием на зло, которое следует исправить.

Самопознание есть, стало быть, ключ к индивидуальному улучшению; но, скажете вы, как судить о себе? Разве не вводит нас в обман самолюбие, преуменьшающее ошибки и находящее им извинения? Скупой считает себя просто бережливым и предусмотрительным; обуянный гордыней полагает, что у него сильно развитое чувство достоинства. Все это слишком верно, но все же ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница у вас есть средство контроля, которое не может вас подвести. Когда вы не уверены, как расценить то или иное свое действие, спросите себя, как бы вы его расцепили, соверши его кто-то другой; если вы порицаете его в другом, оно не сможет стать похвальнее и у вас, ибо у Бога нет двух мер справедливости. Стремитесь узнать также, что думают об этом другие, и не пренебрегайте мнением ваших врагов, ибо у них нет никакого интереса в том, чтобы приукрашивать истину, и Бог зачастую помещает их рядом с вами как зеркало, чтобы они предупредили вас с большей откровенностью, чем это ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница сделал бы друг. Так что пусть тот, у кого есть серьезное желание самоулучшения, расспросит свою совесть, чтобы вырвать из себя дурные наклонности, как вырывает он сорные травы в своем саду; пусть он подводит итог своего нравственного дня, как купец подводит итог своих потерь и прибылей за день, и я уверяю вас, что итог первого рода даст, ему более, нежели итог второго. Если он может сказать себе, что его день был хорош, он может спать спокойно и безбоязненно ждать пробуждения в другой жизни.

Вопросы задавайте себе ясные и точные, и не бойтесь задать их как можно больше: можно вполне пожертвовать несколькими минутами ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница, чтобы завоевать вечное блаженство. Разве вы не работаете все дни с тем, чтобы скопить средства, которые дали б вам отдых в старости? Разве отдых этот не является предметом всех ваших желаний, целью, заставляющей вас претерпевать временные трудности и лишения? Так вот! разве может этот немногодневный отдых, обремененный к тому же болезнями тела, идти в какое-либо сравнение с отдыхом, уготованным человеку добра? Разве не заслуживает такой отдых некоторых усилий? Я знаю, многие скажут, будто настоящее есть, а грядущее смутно и неопределенно; но именно эту мысль нам и поручено разрушить в вас, ибо об этом грядущем мы желаем дать ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница вам такое понятие, которое б не оставило в вашей душе ни малейшего сомнения. Вот почему вначале мы обратили ваше внимание на явления, способные воздействовать на ваши

органы ощущений, а затем мы даем вам наставления, распространять которые является миссией, жизненной задачей каждого из вас. С этой именно целью мы и продиктовали эту „Книгу Духов".

Блаженный Августин.”

+ Множество ошибок, совершаемых нами, проходят для нас незамеченными. Если бы, в самом деле, следуя совету Блаженного Августина, мы чаще спрашивали свою совесть, мы увидели бы, сколько раз впадали в заблуждение, не помышляя о том, по той лишь причине, что не исследовали характера и движущей силы наших ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница поступков. Вопросная форма имеет в себе нечто более точное, чем просто нравственное наставление, которое зачастую не прилагают к себе. Она требует категоричных ответов через “да” или “нет”, не оставляющих выбора; ответы эти суть личные доводы, и по сумме ответов можно исчислить сумму добра и зла, находящуюся в нас".

________________

Книга четвёртая

НАДЕЖДЫ И УТЕШЕНИЯ

Глава Первая

ЗЕМНЫЕ МУКИ И НАСЛАЖДЕНИЯ

Относительность счастья и несчастья — Утрата любимых — Разочарования. Неблагодарность. Разбитые привязанности — Антипатичные союзы — Боязнь смерти — Отвращение к жизни. Самоубийство

§ 149. ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ СЧАСТЬЯ И НЕСЧАСТЬЯ

920. Может ли человек обладать на Земле полнотой счастья?

“Нет, поскольку жизнь была дана ему как испытание или искупление; но от него зависит смягчить свои беды ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница и быть настолько счастливым, насколько это только возможно на Земле"

921. Мы понимаем, что человек будет счастлив на Земле, когда человечество преобразится; но пока этого нет, может ли каждый обеспечить себе относительное счастье?

“Человек чаще всего кузнец своего несчастья. Но претворяя закон Божий на деле, он избавляет себя от множества зол и создает себе такое счастье, какое только возможно в пределах грубого физического существования.”

+ Человек, действительно проникшийся своей будущей судьбой, в своей телесной жизни видит лишь временное пристанище. Для него это минутная остановка в скверной гостинице: он легко утешается по поводу некоторых преходящих неудобств этого путешествия, которое должно привести ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница его к положению тем лучшему, чем лучше он к положению этому заранее подготовится. Еще при жизни мы наказываемся за нарушение законов физического существования болезнями, каковые суть последствия этого нарушения и наших излишеств. Если мы шаг за шагом вернемся к истоку того, что мы называем своими земными несчастьями, то увидим, что они в большинстве своем последствие первого отклонения с прямого пути. Через это отклонение мы вступили на дурной путь и от следствия к следствию впадаем в несчастье.

922. Счастье на Земле находится в зависимости от положения, которое удается здесь занять; и все же то, чего хватило бы, чтобы составить счастье ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница одного, вызывает несчастье другого. Есть ли, однако, мера счастья, общая для всех людей?

“Для материальной жизни это — обладание всем необходимым: для духовной жизни — это чистая совесть и вера в грядущее.”

923. Но то, что было бы лишним для одного, не становится ли необходимым для других, и обратно, в зависимости от положения?

“Да, конечно, в зависимости от ваших материальных идей, предрассудков, честолюбивых притязаний и смехотворных капризов, коим грядущее, когда вы поймете истину, воздаст по заслугам. Конечно же, тот, кто имел пятьдесят тысяч годового дохода и вынужден получать десять, считает себя достаточно несчастным, потому что он больше не может позволить себе ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница иметь такого важного вида, не может занимать того, что он называет „своим положением", содержать лошадей, лакеев, удовлетворять все свои прихоти и т. д. Он полагает, что ему не хватает необходимого; но искренне скажи, стоит ли он жалости, когда рядом с ним есть те, кто умирают от голода и холода и не имеют крыши над головой? Мудрый, чтобы быть счастливым, смотрит вниз, а вверх только затем, чтобы вознести свою душу до бесконечности.” (См. № 715).

924. Есть несчастья, не зависящие от образа действия и поражающие и самого справедливого человека: нет ли какого средства уберечься от них?

“Он тогда должен смириться и претерпевать их безропотно, если желает ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница прогрессировать; но в совести своей человек всегда находит утешение, дающее ему надежду на лучшую будущность, если он сделает все, чтобы достичь ее.”

925. Почему дарами фортуны (богатством, например) Бог одаривает тех, кто, судя по всему, этого не заслужили?

“Это выглядит дарами и милостью лишь в глазах тех, кто не видит ничего, кроме наличествующего мига; но знай, что богатство есть испытание зачастую более опасное, нежели нищета.” (См. № 814 и далее).

926. Не является ли цивилизация, создавая новые потребности, источником новых огорчений?

“Беды этого мира состоят в прямой связи с деланными потребностями, которые вы себе создали. Кто умеет умерять свои желания и без зависти ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница смотрит на то, что находится за пределом его возможностей, тот оберегает себя от множества разочарований и ошибок в этой жизни. Всего более богат тот, у кого всего менее потребностей.

Вы завидуете наслаждениям тех, кого почитаете баловнями судьбы; но знаете ли вы, что им уготовано? Если они наслаждаются лишь ради себя, то они эгоисты, и тогда изнанка эгоизма поворачивается против них. Уж лучше жалейте их. Господь иногда позволяет злому человеку процветать, но счастье его незавидно, ибо, он заплатит за него горючими слезами. Если несчастен справедливый человек, то это испытание, которое ему зачтется, если он выдержит его достойно. Не ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница забывайте слова Христовы: “Блаженны страждущие, ибо утешены будут!”

927. Излишек, определенно, не является составляющей счастья, но этого нельзя сказать о необходимом: И разве не реально несчастье тех, кто лишен этого необходимого?

“Человек подлинно несчастен тогда, когда у него нет необходимого для жизни и здоровья тела. Это лишение происходит, может быть, по его же вине, и тогда он должен пенять лишь на самого себя: если же оно по вине другого, ответственность падает на того, кто является его причиною.”

928. Различием естественных задатков Бог явно указывает нам на наше призвание в этом мире. Не происходят ли многие беды от того, что мы не следуем этому ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница призванию?

“Правильно, и зачастую именно родители из гордыни либо по скупости уводят своих детей с пути, намеченного природою, и этим перемещением разрушают их счастье; за это они будут держать ответ.”

— Вы, таким образом, находите справедливым, чтобы сын человека, поставленного в обществе высоко, тачал, к примеру, сапоги, если у него имеются задатки для этого занятия?

“Не нужно ни впадать в глупость, ни что-то преувеличивать: у цивилизации свои необходимости. Почему бы сын человека высокопоставленного стал, как ты говоришь, тачать сапоги, если он может делать и что-то другое? Он всегда сможет принести пользу по мере своих способностей, если они не ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница применяются во вред. Так, например, вместо того, чтобы быть плохим адвокатом, он мог бы быть отменным инженером и т. д.”

+ Перемещение людей из их интеллектуальной сферы, безусловно, является одной из частых причин разочарования. Непригодность к избранному поприщу — один из неиссякаемых источников уныния; затем добавившееся к тому самолюбие препятствует человеку, потерпевшему неудачу, искать источник существования в какой-либо более скромной профессии и указывает ему на самоубийство, как на самое действенное средство избежать того, что он считает для себя унижением. Если бы только нравственное воспитание поставило его выше глупых предрассудков гордыни, то его никогда бы нельзя было застать ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница врасплох.

929. Есть люди, совершенно обездоленные даже тогда, когда изобилие царит кругом их, и перспективой имеющие лишь смерть: какое решение нужно им принять? Должны ли они позволить себе умереть с голоду?

“Никогда не должно иметь мысли позволить себе умереть с голоду: всегда можно было бы найти средство прокормиться, если бы гордыня не встревала между нуждой и трудом. Часто говорят: „Никакой работы не надо стыдиться. Не ремесло порочит". Но говорят это о других, а не о себе.”

930. Очевидно, что не будь общественных предрассудков, которым люди подчиняют себя, то всегда можно было бы найти какую-то работу, могущую дать средства к жизни ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница, пусть бы ради этого и пришлось поступится своим положением; но ведь и среди людей, вовсе не имеющих предрассудков или отбрасывающих их решительно в сторону, есть такие, которым невозможно удовлетворить свои нужды из-за болезней ли или по каким-то иным причинам, не зависящим от их воли?

“В обществе, устроенном по закону Христову, никто не должен умереть с голоду”

+ При мудром и предусмотрительном общественном устроении у человека может не хватать необходимого лишь по его вине; но сама вина эта часто является результатом среды, в которой он находится. Когда человек станет на деле претворять закон Божий, у него будет такой общественный порядок, который ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница основан на справедливости и сопричастности, и сам человек станет от этого лучше. (См. № 793).

931. Отчего страждущие классы в обществе более многочисленны, нежели счастливые?

“На самом деле ни один из них не является вполне счастливым, и то, что считают счастьем, чаще всего таит в себе острые страдания: страдание повсюду. Все же, чтобы ответить на твою мысль, я скажу, что классы, которые ты называешь "страждущими", более многочисленны оттого, что планета ваша есть место искупления. Когда человек превратит ее в место, где царит добро и живут благие духи, тогда на ней не будет больше несчастных и она станет для человека земным ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница раем.”

932. Почему в миру влияние злых часто берет верх над влиянием добрых?

“Это происходит по слабости добрых; злые интригуют и нападают, добрые в нерешительности; но как только эти последние того пожелают, они возьмут верх.”

933. Если человек часто кузнец своих материальных страданий, то так же ли со страданиями душевными?

“Так же и в большей степени, ибо страдания материальные иногда не зависят от воли; но раненая гордыня, уязвленное честолюбие, беспокойная скупость, зависть, ревность, словом, все страсти для души суть орудия пытки.

Зависть и ревность! Счастливы те, кто не знают этих двух гложущих червей! При зависти и ревности нет ни спокойствия, ни возможности ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница самоуспокоения и отдыха для пораженного этим злом: предметы его вожделения, ненависти, досады встают пред ним, как призраки, не дающие ему никакой передышки, и преследуют его Даже во сне. Кто завистлив и ревнив, находится в состоянии постоянной лихорадки. Разве можно пожелать себе этого, и неужели же вы не понимаете, что страстями этими человек устраивает себе добровольные пытки и что жизнь на земле становится для него настоящим адом?”

+ Многие выражения энергично рисуют последствия некоторых страстей; так говорят: “надуться от гордости”, “умереть от зависти”, “высохнуть от ревности”, “потерять аппетит, лишиться сна от досады” и т. д.; картина эта как нельзя более соответствует ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница действительности. Порою даже ревность не имеет определенного объекта, есть люди, по природе своей ревнующие ко всему, что возвышается, выходит за черту посредственности и обыденности, даже тогда, когда у них нет в том никакого прямого интереса, и это единственно потому, что сами они не могут достичь того же; все, что представляется им выше их кругозора, задевает их за живое, и если б только они составляли в обществе большинство, они пожелали бы все опустить до своего уровня. Это зависть, соединенная с бездарностью*.

Человек зачастую несчастен лишь потому, что придает слишком большое значение вещам земным; именно разочарованные тщеславие, честолюбие и скупость ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница создают его несчастье. Если он ставит себя выше узкого круга материальной жизни; если он возносит свои мысли к бесконечности, являющейся его судьбой, то превратности человеческого существования представляются ему тогда мелкими и детскими, подобно печалям ребенка, переживающего из-за утраты любимой игрушки, бывшей для него источником высшего блаженства.

Тот, кто усматривает счастье свое в удовлетворении гордыни и грубых аппетитов, делается несчастен, когда не может их удовлетворять, в то время как тот, кто довольствуется необходимым, счастлив и тем, что всем прочим представляется несчастьем.

Мы говорим о человеке цивилизованном, ибо у дикаря, поскольку потребности у него более ограниченные, нет тех же поводов для расстройства ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница и переживаний: его способ видеть вещи совершенно иной. В цивилизованном состоянии человек размышляет о своем несчастье и его анализирует, и поэтому он более затронут им; но он может также размышлять о средствах утешения и их анализировать. Это утешение он черпает в христианском чувстве, дающем ему надежду на лучшее будущее, и в спиритизме, дарующем ему уверенность в этом будущем.

________

* Можно ли лучше описать историю власти и болезни большевиков и их бюрократии? (И. Р.)

§ 150. УТРАТА ЛЮБИМЫХ

934. Разве утрата тех, кто нам дорог, не такова, что вызывает в нас печаль, и печаль тем более законную, что утрата эта непоправима и не зависит ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница от нашей воли?

“Такая причина затрагивает как богатого, так и бедного: это испытание или искупление — таков общий закон; но утешение в данном случае заключается в том, что вы можете сообщаться с вашими друзьями с помощью средств, имеющихся в вашем распоряжении, в ожидании того, пока у вас не появятся другие, более прямые и более доступные вашим органам восприятия.”

935. Что думать о мнении людей, рассматривающих сообщения с загробным миром как профанацию?

“Не может быть профанации, когда есть сосредоточенность и вызывание проводится с должным уважением и соблюдением приличий; лучшим доказательством тому служит то, что любящие вас духи с удовольствием отзываются на ваш ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница зов; им очень приятно, что вы помните о них, и они рады побеседовать с вами: профанация заключалась бы в том, чтобы заниматься этим легковесно.”

+ Возможность вступить в общение с духами — утешение весьма сладостное, поскольку она доставляет нам средство беседовать с нашими родными и друзьями, покинувшими землю прежде нас. Вызыванием мы приближаем их к себе: они оказываются рядом с нами, слышат нас и отвечают нам; мы как бы Перестаем быть отделенными друг от друга. Они помогают нам своими советами, выражают нам свою привязанность и удовольствие, которое доставляет им наша память о них. Нам радостно знать, что они счастливы, от ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница них самих узнать подробности их нового существования и приобрести уверенность в том, что и мы, в свою очередь, присоединимся к ним.

936. Как безутешные переживания живущих влияют на духов, являющихся их. причиной?

“Дух чувствителен к воспоминаниям и сожалениям тех, кого он любил, и их непрестанные и неразумные страдания и переживания по его поводу мучительно задевают его, потому что в этой их чрезмерной боли он усматривает некий недостаток веры в будущее и доверия к Богу, а следственно, и препятствие к их продвижению, а может быть, и к соединению с ними.”

+ Поскольку дух более счастлив, чем человек, живущий на земле, то сожалеть о ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница нем — значит сожалеть о том, что он счастлив. Двое друзей сидят в тюрьме и заперты в одной темнице; оба они должны однажды выйти на волю, но один из них выходит из тюрьмы раньше другого. Очень ли дружественно со стороны того, который остался, печалиться, что друг его освободился раньше, чем он? Разве не более с его стороны эгоизма, нежели привязанности, желать от ушедшего, чтобы тот делил с ним плен и страдания столько же, сколько и он? То же самое и с влюбленными на земле; тот, кто уходит первым, первым освобождается, и мы должны его с этим поздравить и терпеливо дожидаться того ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница мига, когда настанет и наш черед.

Сделаем на эту тему и другое сравнение. У вас есть друг, положение которого, пока он находится вместе с вами, весьма мучительно; его здоровье или интересы требуют, чтобы он уехал в какую-то другую страну, где ему будет во всех отношениях лучше. Какое-то время его больше не будет рядом с вами, но вы всегда сможете с ним переписываться: разлука ваша. будет всего лишь материальна. Будете ли вы недовольны из-за его отъезда, если это служит его же благу?

Спиритическое учение своими явными доказательствами, которые оно дает грядущей жизни, присутствию возле нас тех, кого мы ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница любили, сохранению их привязанности к нам и заботе их о нас; отношениями, поддерживать которые с ними оно. нас научает, дарует нам самое большое утешение в одной из самых законных причин печали. Благодаря спиритизму нет ни одиночества, ни покинутости: у самого одинокого человека всегда есть рядом с Ним друзья, с коими он может беседовать.

Мы с нетерпением переносим жизненные невзгоды; они представляются нам столь невыносимыми, что мы не понимаем того, как бы мы могли их перенести; и все же, если мы мужественно вынесли их, если сумели подавить в себе ропот, то мы поздравим себя с этим, когда окажемся за ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница пределами нашей земной тюрьмы, подобно тому как тяжелобольной, выздоравливая, поздравляет себя с тем, что выдержал мучительное лечение.

§ 151. РАЗОЧАРОВАНИЯ. НЕБЛАГОДАРНОСТЬ. РАЗБИТЫЕ ПРИВЯЗАННОСТИ

937. Разочарования, которые неблагодарность и хрупкость дружеских уз заставляют нас испытывать, разве не являются они для великодушного человека еще одним источником огорчения?

“Все это так; но мы учим вас жалеть неблагодарных людей и неверных друзей: они будут несчастнее вас. Неблагодарность — дочь эгоизма, и эгоист встретит позднее сердца более бесчувственные, чем его. Помышляйте о тех, кто сделал добра больше вашего, кто заслуживает больше вас, но которым было отплачено самой черной неблагодарностью. Помните, что сам Христос при жизни был осмеян ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница и поруган, что с ним поступили как с обманщиком и самозванцем, и не удивляйтесь тому, что нечто подобное происходит и с вами. Пусть добро, вами сделанное, будет вам в этом мире наградой, и не обращайте внимания, что скажут о нем получившие его. Неблагодарность — это проверка вашей настойчивости в совершении добра: все это вам зачтется, и те, которые не признавали вас, будут за это наказаны тем больше, чем больше была их неблагодарность.”

938. Разочарования, обусловленные неблагодарностью, не предназначены ли они для того, чтобы ожесточить сердце и закрыть его всякой впечатлительности?

“Так думать было бы ошибкой: ибо, как ты говоришь, сердечный человек всегда ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница счастлив тем, что делает добро. Он знает, что если об этом и не вспоминается в этой жизни, то будет вспомянуто в жизни иной, и что неблагодарный узнает стыд и угрызения совести.”

— Мысль об этом не мешает его сердцу раниться: и не может ли это зародить у него мысли, что он был бы более счастлив, будь он менее чувствителен?

“Если он предпочитает счастье эгоиста, то да: однако грустное же это счастье! Так пусть он знает, что неблагодарные друзья, его оставляющие, не достойны его дружбы и что он ошибся на их счет; с этого мига он не должен о них сожалеть. Позднее он ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница встретит таких, которые сумеют его лучше понять. Жалейте тех, кто дурно поступает с вами, когда вы того не заслужили; ибо им еще придется вернуться к этому, и печальное же это будет возвращение! Не принимайте к сердцу их грубость и жестокость — для вас это способ быть выше их.”

+ Природа дала человеку потребность любить и быть любимым. Величайшая из радостей, дарованных ему на земле, это встретить сердца, симпатизирующие ему. Также она дает ему первые начала счастья, уготованного ему в мире совершенных духов, где все есть любовь и благосклонность: это та радость, в которой отказано эгоисту.

§ 152. АНТИПАТИЧНЫЕ СОЮЗЫ

939. Если симпатизирующие друг ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница другу духи стремятся к соединению, то как происходит то, что среди воплощенных духов сердечная привязанность бывает зачастую лишь с одной стороны и что даже самая искренняя любовь принимается с равнодушием и даже отвращением: и как, помимо того, самая горячая любовь двух сердец может превратиться в антипатию и порою в ненависть?

“Выходит, ты не понимаешь, что это наказание, которое, однако, лишь временно. Затем, сколько есть таких, которые думают, что безумно любят, потому что судят всего лишь поверхностно, и которые, когда оказываются вынуждены жить с теми, кого якобы любят, вдруг обнаруживают, что их любовь — всего лишь физическое влечение! Недостаточно просто быть влюбленным ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница в того, кто вам нравится и кто наделен, как вы полагаете, прекрасными качествами; только действительно живя вместе с этим человеком, вы сможете оценить его. Сколько, в самом деле, таких союзов, когда поначалу люди не симпатизируют друг другу и когда тот и другой, хорошо узнав друг друга, в конце концов начинают любить любовью нежной и длительной, потому что она основывается на уважении! Не следует забывать, что любит дух, а не тело, и когда материальная иллюзия развеивается, дух видит реальность.

Есть два рода привязанности, два рода любви: телесная и духовная, и одну часто принимают за другую. Привязанность духовная, когда она ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница чиста и основана на симпатии, долговременна: привязанность телесная преходяща; вот почему те, которые полагали, будто любят друг друга вечной любовью, друг друга ненавидят, Когда иллюзия рассеивается.”

940. Недостаток симпатии между существами, предназначенными жить вместе, не является ли также и он источником печалей тем более горьких, что они отравляют все существование?

“В самом деле, весьма горьких: но это одно из тех несчастий, первопричиной коих чаще всего являетесь вы сами. Прежде всего неверны ваши законы, ведь неужели ты думаешь, будто Бог заставляет тебя оставаться с теми, кто тебе не нравится? и затем, в этих союзах вы часто ищете больше удовлетворения собственных ваших гордыни ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница и честолюбия, нежели счастья, какое дает взаимная любовь. И тогда претерпеваете на себе последствия ваших предрассудков.”

— Но разве в этом случае не окажется почти всегда невинной жертвы?

“Да, и это для нее мучительное искупление: но ответственность за ее несчастье падет на тех, кто были ему причиною. Если свет истины проник в ее душу, она почерпнет себе утешение в своей вере в будущее. В общем же, по мере ослабления предрассудков, причины этих индивидуальных несчастий также исчезнут.”

§ 153. БОЯЗНЬ СМЕРТИ

941. Боязнь смерти является для многих людей причиной смятения; чем вызвана эта боязнь, ведь они имеют перед собой грядущее?

“Они боятся понапрасну; но что ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница ты хочешь! В молодости их стремятся убедить в том, будто существуют ад и рай, и более вероятно, что они попадут в ад, потому что им говорят, будто то, что есть в природе, — смертный грех для души; и тогда, вырастая, если они умны, они не могут, согласиться с этим и становятся атеистами или материалистами: таким образом их приводят к вере в то, что за пределами наличествующей жизни больше ничего нет. Что же до тех, которые продолжают верить в то, чему их учили в детстве, то они боятся вечного огня, который должен жечь их, не уничтожая.

Смерть не внушает никакой боязни справедливому ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница, потому что помимо веры, у него есть уверенность в будущем: надежда позволяет ему дожидаться лучшей жизни, а любовь (милосердие), закону которой он следовал, дает ему убежденность, что в мире, в коий он отправляется, он не встретит ни единого существа, взгляда которого ему пришлось бы страшиться.” (См. № 730)

Дата добавления: 2015-08-28; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав


documentauhjzvt.html
documentauhkhgb.html
documentauhkoqj.html
documentauhkwar.html
documentauhldkz.html
Документ ———————————————————————————————— СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ———————————————————————————————— 23 страница